суббота, 18 мая 2013 г.

Культура и духовная жизнь общества

Определений понятия "культура" существует огромное множество. Некоторые из них:

Культура — это знание истории духовной жизни общества
Культура — это знание наук и технологий, разработанных в обществе
Культура — это владение всеми способами гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме
Культура — это усвоенное наследство
Культура — это знание современных способов понимания мира и поведения в нем.
Культура - это способ существования человечества, подобно тому как жизнь - способ существования протоплазмы (Германский филологический словарь, 1922 г.)
Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.
Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.
Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1.Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:
–материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);
–в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).
2.Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.
Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий